"Счастье имеет ленточную подачу БК" ©
Да-да, оговариваюсь сразу. Накипело. Даже отпираться не буду. всё так и есть. Даже местами бомбануло.
И - для тех, кто не согласится аргументированно, с конкретными примерами - смотрим ниже.
Хочу сказать пару слов об обучении.
Безусловно, учиться чему-либо надо беспрерывно. И совершенствоваться в интересующих тебя аспектах. Но тут имеет место быть целый ряд вопросов, на которые не все, похоже, могут правильно ответить.
Итак, пункт первый: обучение должно обязательно иметь конкретную цель. Намеченную и для обучающего сформулированную. обучающийся не обязательно знает об этой цели, но обучающий обязан знать, к чему он идёт. Причина - необходимость контроля за процессом обучения и корректировки оного. Контроль осуществляется сравнением текущего положения вещей с поставленной целью. Совпало - отлично, не совпало - продолжаем работать.
Пункт второй: обучение должно быть последовательным, планомерным и рациональным. От простого - к сложному. От общих причин - к частным следствиям. Ибо невозможно сразу эффективно постичь нечто совершенно новое.
Пункт третий: для постижения новых навыков зачастую необходим некий базовый уровень подготовки, без которого работа над навыками просто бессмысленна. Невозможно наработать выносливость мышц, если в них нет прокачанного депо гликогена и сердце и лёгкие не приспособлены к длительным нагрузкам. Невозможно понять квантовую механику без знания базовых понятий физики. Невозможно понять патогенез конкретного заболевания, не зная основ патологической физиологии. Невозможно понять патологическую физиологию, не зная физиологии нормальной. Невозможно понять нормальную физиологию без знаний гистологии. Гистологию очень сложно понять, не зная хотя бы азов анатомии. А анатомию приходится на начальном этапе просто заучивать.
Резюме: Некоторые вещи нужно просто заучивать и надрачивать, они на этапе заучивания кажутся тупыми и бессмысленными, но они обязательно пригодятся позже.
Пункт четвертый: чтобы навык работал в условиях стресса и нехватки времени на принятие решения - его нужно задрачивать до автоматизма. Выматывающими многократными повторениями.
Потому что иначе - никак.
Пункт пятый: Наработка навыка обязательно должна быть осмысленной, обучаемый должен понимать
а) ЧТО он делает
б) КАК он это делает
в) ЗАЧЕМ он это делает
г) ПОЧЕМУ он это делает ИМЕННО ТАК.
Пункт шестой: Обучаемый должен быть в состоянии впоследствие научить другого обучаемого данному навыку, на основании пункта 5.
Пункт седьмой: подстегиваемый пунктом 6, с позиции пункта 5, затраханный пунктом 4, обучаемый приходит наконец-то к тому, что существует пункт 3. и, возвращаясь к азам, обучаемый должен сложить у себя в голове целостную картинку, и пройти по этому пути ещё раз. От самого начала в пункте 1, но уже зная, что именно пригодится в конце. Прочувствав конечную цель, собрать кирпичики пункта 2 на фундаменте пункта 3 в целостное здание пункта 4, многократно повторенного. После чего собрать воедино сумму своих знаний и умений в пункт 5 и выполнить пункт шесть, завершив таким образом новый виток спирали. Суть пункта 7 в том, что всё наше развитие может быть представлено как спираль, и всегда стоит возвращаться к пройденным, казалось бы, этапам - но уже вооружившись новым знанием, с двумя вопросами: "а не пропустил ли я чего?" и "а не говно ли я?".
к сожалению, не все это понимают. И не все ставят такую задачу при обучении. См. пункт 1, с которого всё начинается. Всё зависит от задачи.
***
есть тонкий трогательный нюанс. Далеко не всегда эта схема оказывается самой эффективной. Есть и другие, не менее эффективные. я СОЗНАТЕЛЬНО о них умалчиваю.
На мне их тоже пробовали, и тоже успешно. Но тут учитель должен быть совершенно космически охуенным. Не всем так везёт. Поэтому - будем работать с тем алгоритмом, который есть.
****
обязательно есть ещё пункт восемь и девять.
Пункт восемь прост и незамысловат, и гласит: отрабатывая навык, ты получаешь только этот конкретный навык, и не более. Экстраполяция - не работает. Решая тесты - ты научишься решать тесты. Бинтуя манекен - ты научишься бинтовать манекен. Стреляя по банкам - ты научишься стрелять по банкам.
Пункт девять: единственным критерием успешности или неуспешности процесса обучения является применение навыка в реальной практике.
задача обучающего - создать такие условия, чтобы после неуспешного применения навыка обучаемый имел возможность вернуться в начало.
вот теперь точно доклад закончил
И - для тех, кто не согласится аргументированно, с конкретными примерами - смотрим ниже.
Хочу сказать пару слов об обучении.
Безусловно, учиться чему-либо надо беспрерывно. И совершенствоваться в интересующих тебя аспектах. Но тут имеет место быть целый ряд вопросов, на которые не все, похоже, могут правильно ответить.
Итак, пункт первый: обучение должно обязательно иметь конкретную цель. Намеченную и для обучающего сформулированную. обучающийся не обязательно знает об этой цели, но обучающий обязан знать, к чему он идёт. Причина - необходимость контроля за процессом обучения и корректировки оного. Контроль осуществляется сравнением текущего положения вещей с поставленной целью. Совпало - отлично, не совпало - продолжаем работать.
Пункт второй: обучение должно быть последовательным, планомерным и рациональным. От простого - к сложному. От общих причин - к частным следствиям. Ибо невозможно сразу эффективно постичь нечто совершенно новое.
Пункт третий: для постижения новых навыков зачастую необходим некий базовый уровень подготовки, без которого работа над навыками просто бессмысленна. Невозможно наработать выносливость мышц, если в них нет прокачанного депо гликогена и сердце и лёгкие не приспособлены к длительным нагрузкам. Невозможно понять квантовую механику без знания базовых понятий физики. Невозможно понять патогенез конкретного заболевания, не зная основ патологической физиологии. Невозможно понять патологическую физиологию, не зная физиологии нормальной. Невозможно понять нормальную физиологию без знаний гистологии. Гистологию очень сложно понять, не зная хотя бы азов анатомии. А анатомию приходится на начальном этапе просто заучивать.
Резюме: Некоторые вещи нужно просто заучивать и надрачивать, они на этапе заучивания кажутся тупыми и бессмысленными, но они обязательно пригодятся позже.
Пункт четвертый: чтобы навык работал в условиях стресса и нехватки времени на принятие решения - его нужно задрачивать до автоматизма. Выматывающими многократными повторениями.
Потому что иначе - никак.
Пункт пятый: Наработка навыка обязательно должна быть осмысленной, обучаемый должен понимать
а) ЧТО он делает
б) КАК он это делает
в) ЗАЧЕМ он это делает
г) ПОЧЕМУ он это делает ИМЕННО ТАК.
Пункт шестой: Обучаемый должен быть в состоянии впоследствие научить другого обучаемого данному навыку, на основании пункта 5.
Пункт седьмой: подстегиваемый пунктом 6, с позиции пункта 5, затраханный пунктом 4, обучаемый приходит наконец-то к тому, что существует пункт 3. и, возвращаясь к азам, обучаемый должен сложить у себя в голове целостную картинку, и пройти по этому пути ещё раз. От самого начала в пункте 1, но уже зная, что именно пригодится в конце. Прочувствав конечную цель, собрать кирпичики пункта 2 на фундаменте пункта 3 в целостное здание пункта 4, многократно повторенного. После чего собрать воедино сумму своих знаний и умений в пункт 5 и выполнить пункт шесть, завершив таким образом новый виток спирали. Суть пункта 7 в том, что всё наше развитие может быть представлено как спираль, и всегда стоит возвращаться к пройденным, казалось бы, этапам - но уже вооружившись новым знанием, с двумя вопросами: "а не пропустил ли я чего?" и "а не говно ли я?".
к сожалению, не все это понимают. И не все ставят такую задачу при обучении. См. пункт 1, с которого всё начинается. Всё зависит от задачи.
***
есть тонкий трогательный нюанс. Далеко не всегда эта схема оказывается самой эффективной. Есть и другие, не менее эффективные. я СОЗНАТЕЛЬНО о них умалчиваю.
На мне их тоже пробовали, и тоже успешно. Но тут учитель должен быть совершенно космически охуенным. Не всем так везёт. Поэтому - будем работать с тем алгоритмом, который есть.
****
обязательно есть ещё пункт восемь и девять.
Пункт восемь прост и незамысловат, и гласит: отрабатывая навык, ты получаешь только этот конкретный навык, и не более. Экстраполяция - не работает. Решая тесты - ты научишься решать тесты. Бинтуя манекен - ты научишься бинтовать манекен. Стреляя по банкам - ты научишься стрелять по банкам.
Пункт девять: единственным критерием успешности или неуспешности процесса обучения является применение навыка в реальной практике.
задача обучающего - создать такие условия, чтобы после неуспешного применения навыка обучаемый имел возможность вернуться в начало.
вот теперь точно доклад закончил